Banner
  • Ялта
Загрузка...
Banner

Шесть историй выживших в крымских горах, от которых волосы становятся дыбом

07 августа 2020 | просмотров: 349
Источник фото - Поведению в горах стоит учиться с малых лет Фото: Эдуард Потапов

Корреспондент «КП» пообщалась с экспертом по выживанию в горах Эдуардом Потаповым и выяснила, какие опасные ошибки совершают туристы, и как надо себя вести в походах.

КОМПЕТЕНТНО

Эдуард Потапов - военнослужащий запаса, старший инструктор Центра горно-тактической подготовки и военно-прикладных единоборств "Патриот", Севастополь. За плечами горы Крыма, Карпат, Северного и Северо-Западного Кавказа.

История 1. КАК НЕ НАДО. Поход в босоножках

Собираясь в поход, особое внимание надо уделить экипировке. Никакой новой обуви! Фото: Эдуард Потапов

- Это был мой самый худший поход в жизни, - вспоминает жительница Самары Вероника Воронина. – Я приехала на лето к бабушке в Севастополь. По вечерам во дворе собиралась молодежь, я с ребятами и девчонками познакомилась. Мне понравился один парень – самый красивый и бойкий во дворе. И вот он как-то предложил спонтанно нашей компанией поехать на Мангуп на шашлыки. А было четыре часа вечера. Я хотела сначала отказаться, мол, босоножки на ногах, платье, да и раньше надо было собираться. Но он ухмыльнулся и назвал меня слабачкой. Такого я допустить не могла. Прыгнули в машину – нас было шесть человек, по дороге купили мясо, овощи и поехали на пикник.

Телефон у Вероники разрядился, а просить парня, который ей нравится дать свой, чтобы позвонить и предупредить бабулю, ей было стыдно.

Дальше события развивались так: молодые люди в поисках уединенного и живописного места отдалялись от населенного пункта. Солнце постепенно садилось. У Вероники неудобная обувь, которая не предназначена для прогулок по горной местности, и она сильно, до крови, натерла ноги. Девушке пришлось снять босоножки и идти по колючкам, траве и камням босиком.

Кое-как пожарив мясо, молодые люди собрались обратно. Дорогу они в потемках искали долго, а девушка уже серьезно хромала. Когда к полуночи она добралась домой, увидела, что у подъезда стоит скорая. Ее бабушке стало плохо - она переживала, что внучки так долго нет дома.

КАК НАДО

- Самая главная ошибка, которую совершают туристы - это безрассудство и безалаберность, заключающееся в полном отсутствии понимания путешествия в горы или лес. Также "спонтанные туристы" ставят в известность соответствующие службы – Крымспас, МЧС – туда обязательно надо обращаться, даже если это поход одного дня.

Следующая ошибка - неподготовленность. Отсутствие навыков ориентирования на местности, аптечки, экипировки, удобной обуви, компаса, карты, теплых вещей, воды и еды – все это выходит боком, - говорит эксперт по выживанию Эдуард Потапов. - В лесистых горах очень быстро выпадаешь из реальности, не понимаешь, откуда ты пришел. Поэтому, отправляясь в поход, необходимо мало-мальски уметь пользоваться картой и компасом.

История 2. КАК НЕ НАДО. Супер-герои перестарались

Два человека в походе — это риск, участников должно быть минимум трое Фото: Эдуард Потапов

- Насмотрелись мы с Коляном боевиков и захотели себя "на слабо" проверить. Решили отправиться в горы с ночевкой, в палатке, чтобы консервные банки камнем открывать, как в кино, и под гитару песни военные петь, глядя на звезды. Романтика, в общем, - рассказывает житель Алушты Максим Кравченко.

Мы же не дети, знаем, что с собой брать: каремат, палатку, спортивный костюм, казан, тушенки набрали, круп, ну, и коньяком затарились, чтобы ночью не мерзнуть. В общем, наметили себе примерно точку в районе Карадага, где разобьем лагерь, и пошли в поход.

Рюкзак тяжеленный. Пока поднимались в гору, я всю воду выпил, так пить хотелось. А по пути, как назло, ни одного источника.

С горем пополам, нашли более-менее живописное отдаленное место и поставили палатку. Ночью, как и планировалось – "приняли на грудь" для согрева, а утром продолжили. И что-то нам ударило в голову подняться выше, мол, там красивее. Опять тащимся вверх, сил уже намного меньше. Теряю равновесие и скатываюсь с возвышенности в овраг. Нога цепляется за корягу и...и я не могу идти из-за сильного растяжения. Колян побежал за подмогой. Аптечки-то у нас нет, мы же супер-герои! Пролежал я, в общем, в овраге до позднего вечера. Замерз ужасно, еще от каждого шороха вздрагивал, не дай бог кабана встретить. Когда подоспели спасатели, нога уже опухла, я продрог, и об этом походе больше стараюсь не вспоминать.

КАК НАДО

Неорганизованность – еще одна ошибка многих. Не просчитываются наперед риски. Даже если это поход одного дня, не стоит идти вдвоем. Команда должна состоять минимум из трех человек, один из которых опытный. Скрученная втройне нитка не рвется. А два человека – это уже риск.

Насчет провизии: чтобы не тащить лишнее, запас еды и воды рассчитывается на количество человек: на каждого нужно взять 1,5-2 литра воды. Не будут лишними и энергетические батончики, сушеные бананы. Алкоголь брать категорически нельзя. Он провоцирует неадекватность в оценке своих сил, человек начинает верить, что ему "море по колено". Результат – подъем на опасные горные участки, хождение по краю обрыва...

Чтобы согреться, по опыту выживания могу сказать, что лучше наваристого, горячего мясного бульона ничего нет, особенно, в холодное время года. Чаи сушат организм, а чай с сахаром - это быстрые углеводы, которые забирают энергию человека.

Важно также соблюдать водно-солевой баланс. Мы пьем воду, на ее переработку тратим энергию, поднимаемся в гору, снова тратим энергию, потеем, происходит обезвоживание организма, и еще больше хочется пить.

Воду следует пить дозировано. Делать привал раз в час на 5-10 минут, и выпивать не больше 5 глотков воды, а иногда просто прополоскать рот. Нельзя пить через каждые 10-20 минут. Для неподготовленных людей не пить час - сложно. Но надо приучить себя, начиная хотя бы с 40 минут.

Овраги таят в себе опасность не меньше, чем горы. В них могут быть коряги под листьями - падаешь грудью или спиной и получаешь серьезную травму.

История 3. КАК НЕ НАДО. Навигатор не помог

Эдуард Потапов знает о выживании не только в горах Крыма, но и Кавказа Фото: Эдуард Потапов

– Никогда не понимал все эти карты, компасы и прочую муть, которую берут туристы. Есть же гаджет – умная штука – там и навигатор, и карту можно скачать, да и место не занимает, - рассказывает отдыхающий из Москвы Кирилл Костропов. – Так я думал раньше. Пока не отправился с друзьями и с местным горе-гидом в поход в районе Ай-Петри на один день, без ночевки. В семь вечера от остановки отходит последний автобус, а следующий – только утром.

Если кратко, столько, как в тот день, я никогда в жизни не матерился. Там, куда мы отправились, связь вообще не ловила. Соответственно, навигатором пользоваться невозможно. Батарея стала быстро разряжаться, так как я наделал кучу фото и видео – красота же вокруг. Не заметил, как сгорел. Кожу под вечер пекло, как в аду. Ноги были все искусаны комарами, нашел у себя пару клещей. И да, на автобус мы опоздали, потому что оделись с парнями, как на парад – в новые кроссовки, в которых через несколько часов активной ходьбы было некомфортно, и шли мы намного медленнее, чем планировалось. Вот такой поход!

КАК НАДО

Плохая экипировка – это еще одна ошибка, которая влечет за собой проблемы.

Обувь должна быть разношенная, а не купленная вчера. Иначе время прохождения маршрута увеличится, и вы окажитесь вечером не на остановке автобуса, а где-то в горах.

Одежда должна быть из плотной, но дышащей ткани и закрывать все части тела, так как на солнце кожа сгорает быстро. Да и во время цветения растений можно получить ожог. Плюс в крымских лесах есть клещи, полно кустарников, колючек, которые хлещут по ногам и лицу.

В любое время года должен быть головной убор.

При себе обязательно надо иметь компас, карту, нож, фонарик, средства для разведения огня, даже если объявлен пожароопасный период. Если группа застрянет в горах, даже летом в них можно замерзнуть.

Вместо смартфона лучше взять специальный ударопрочный телефон, желательно с двумя симками. Какой-то оператор ловит, а какой-то нет на одном и том же месте. Такие телефоны держат заряд 1,5-2 недели.

Смартфон - вещь хрупкая, может и разбиться. А навигаторы, кстати, часто подводят.

История 4. КАК НЕ НАДО. Селфи с грибами

Ради красивой фотографии многие подходят к краю обрыва — это большая ошибка. Фото: Анна МЕЛЬНИКОВА

– Нашла в интернете информацию насчет одной экскурсии по крымским лесам. Гид предлагал поехать за грибами. Подруги мои все были заняты, и я решила, что с группой будет не так одиноко. С этим гидом ни разу не ездила, отзывы не читала. Да зачем, думала, не на Кавказ же еду, – поделилась своей историей крымчанка Анна Родина. – Иду по лесу, собираю грибы, гид впереди. Сзади идет еще одна туристка из нашей группы. Мы с ней разговорились, потом делали селфи и отстали от остальных. Ну, думаем, точно нас подождут. А нет. Уехали без нас. То есть, вот так нас потеряли, нормально? Куда идти мы не знаем. Близится вечер. К счастью, ехал какой-то джипер и помог нам, довез до дороги, где мы уже поймали автобус до Севастополя. Если бы с нами что-то случилось, я бы на этого гида в суд подала!

КАК НАДО

Туристы игнорируют дисциплину. Точнее, ее чаще всего в группах вообще нет. А должна быть строгая иерархия. Гид берет на себя всю ответственность. Не должно быть такого: кто в лес, кто по дрова.

Что касается селфи – это болезнь, ошибка и враг. Ради удивительного снимка люди теряют голову и лезут на скалы, стоят на месте, где легко подскользнуться. Ветер в горах сильный, он может и с ног сбить. Если человек стоит на краю обрыва, порыв ветра может человека столкнуть вниз.

История 5. КАК НЕ НАДО. Орел чуть не убил

Самое главное, не брать в поход алкоголь,душевные беседы хороши и за чашкой чая. Фото: Анна МЕЛЬНИКОВА

- Я опытный турист и хожу в горы не один десяток лет. Поэтому поход в одиночку мне не страшен. Был не страшен, пока я не поплатился за свою самоуверенность, - рассказывает житель Судака Борис Раевский. – С собой у меня было все необходимое для похода – удобная обувь, соответствующая одежда, запас воды и еды. Решил исследовать одну скалу возле Роман-Кош в труднодоступном месте. Дорога туда не была протоптана туристами, что меня и привлекло. Лезу, значит, по скале и внезапно из расщелины вылетает орел. От неожиданности я сорвался и упал с трех метров, зацепившись за корягу. Сильно ударился головой, что аж в глазах потемнело, и травмировал ногу. Оказалось, закрытый перелом. Позвонить я не мог – связи нет. Идти тоже не мог. К счастью, я сообщил друзьям, что иду в поход. На вторые сутки, когда они мне стали звонить, а связи нет, уже забили тревогу. Меня нашли через четыре дня. Еда давно закончилась, а воду я жестко экономил. В общем, отлеживался потом после такого похода в больнице.

КАК НАДО

Идти в горы одному это – самоубийство.

Если ЧП происходит в более-менее людном месте, как на Фиоленте, можно звать на помощь, но не часто, чтобы голос не сорвать. Если есть фонарик или спички - надо попробовать развести костер.

А если несчастный случай произошел зимой или в безлюдном месте, можно замерзнуть и погибнуть.

Тем, кто решит идти вдвоем, нужно знать: существует такая статья - оставление человека в опасности, повлекшей за собой смерть. Если человек побежал за помощью, а его напарник в это время замерз или на него напал кабан, можно попасть под уголовную ответственность.

Травмированному следует оставить все, что есть – спички, еду, нож, воду, обустроить место, сделать нахождение безопасным, дать камни, палки, чтобы он мог хоть как-то защититься от животных, дать накидку от дождя.

Если непонятно, куда бежать за помощью – двигайтесь в сторону шума реки или транспорта. Можно идти вдоль оврагов и рано или поздно выйти к водоему, а там рядом всегда есть населенные пункты. В ночное время небо отражает свет городов и сел. Можно влезть на дерево или на возвышенность, чтобы лучше их рассмотреть.

История 6. КАК НЕ НАДО. Тайная пещера

– Меня тогда спас ангел-хранитель, другого объяснения нет. Никогда не повторяйте моей ошибки, которая чуть не стоила мне жизни, - вспоминает житель Севастополя Аркадий Янушев. – С друзьями поехали в поход. Разбили лагерь возле села Орлиное. День отдохнули, второй, на третий стало скучно, и я пошел исследовать окрестности в одиночку, так как остальным было лень. По природе я человек бесстрашный и любопытный. Шел, шел и забрел куда-то, где наткнулся на не оборудованную пещеру. Интересно, подумал я и ... залез в нее. Пока любовался сталактитами и живописными разводами, наступил на что-то скользкое, упал, скатился по полу в узкий проход. Такой узкий, что вылезти я не мог. Ну, все, думаю, хана мне. Через два часа тело уже ломило от боли. И я не поверил своим ушам, когда услышал голоса. Это местные спелеологи как раз забрались в пещеру, чтобы ее исследовать. Меня спасли.

Без опытного руководителя в горы лучше не идти Фото: Эдуард Потапов

КАК НАДО

Такая удача происходит крайне редко. Чаще все заканчивается плачевно.

Залезть в необорудованную пещеру одному – это еще более безрассудное решение, чем самому пойти в горы.

Самое главное, что надо понимать – ты туда влез, ты только сам и можешь вылезти. Первое, что надо сделать - успокоиться, совершить несколько глубоких вдохов и выдохов, потом оценить, что ты можешь сделать и осторожно пытаться вылезти, в ближайшие полчаса. Потом начинается отек.

А КАК РАНЬШЕ

С собой должны быть спички, фонарик, нож, компас, карта и кнопочный телефон. Фото: Анна МЕЛЬНИКОВА

- Когда я был школьником, мы ходили в поход с руководителем. Это было советское время. Так вот, он заходил во время нашего путешествия на почту или в сельсовет и отправлял телеграмму, что группа такая-то этот пункт прошла. Или звонил в КСС – спасательную службу и отчитывался. У нас был руководитель, был санинструктор - отдельный человек, который нес аптечку. Был и ремонтник- он брал с собой набор инструментов, чтобы отремонтировать рюкзак, экипировку, а также он нес запасные вещи. Вот такой состав, хотя мы шли всего на одну ночевку.

Если бы сейчас соблюдалась такая дисциплина и тщательная подготовка к походу, столько несчастных случаев бы не происходило, - говорит Эдуард Потапов.

По материалам  www.sevastopol.kp.ru

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий